АрхивДистант русский язык10 апреля
Регистрация

Версия для слабовидящих
Давайте знакомиться

Визитка сайта

Интерактивная копилочка

Наша школа

Анкета посетителей сайта

Спасибо, что нашли время заполнить анкету!

Электронный журнал

Просьба

Уважаемые гости, большинство ссылок сайта открывается в новом окне. Если Вы обнаружили ошибку или нерабочую ссылку, пожалуйста, не сочтите за труд и напишите мне.

 

Сейчас на сайте: 7

Фотографии детей публикуются в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ с согласия их законных представителей

Русский язык. 10 апреля

Задание 1

Тема: Распространённые и нераспространённые предложения

Каждое предложение чем-то напоминает картину. Мы сообщаем, то есть, рисуем что-то. И мы можем нарисовать что угодно всего несколькими чертами.

Бабочка летит. Здесь все ясно. Мы сообщили самое основное. Нарисовали контур.

Мы сделали это с помощью подлежащего и сказуемого. То есть, грамматической основы предложения.

 

Ведь мы помним, что грамматическая основа предложения – это чаще всего два компонента. Подлежащее и сказуемое.

Но нам бывает недостаточно только одной основы. Посмотрите, на нашей картине только контур, совсем нет красок. Раскрасим её. Добавим ещё каких-нибудь деталей.

Когда мы хотим добавить деталей, сделать предложение ярче, мы пользуемся второстепенными членами.

Значит, в предложении может быть только грамматическая основа.

Я читаю.

Я – подлежащее, читаю – сказуемое.

Всё предложение состоит только из подлежащего и сказуемого. Такие предложения называются нераспространёнными.

Но в предложении, кроме грамматической основы, могут быть и второстепенные члены. Добавим один второстепенный член в предложение.

Я читаю книгу.

Теперь мы уже не можем назвать его нераспространённым. Такие предложения называются распространёнными.

Итак, предложения, в которых есть только главные члены, называются нераспространёнными. Предложения, в которых, кроме главных членов, есть и второстепенные, называются распространёнными.

А почему они называются распространёнными?

Это от слова «распространить». Одно из значений слова «распространяться» − занимать, охватывать все более широкое пространство, увеличиваться в размерах.

Уже знакомое нам предложение Я читаю. − нераспространённое. Нельзя сказать, чтобы оно занимало много пространства. А нельзя ли его как-нибудь распространить, то есть, расширить его смысл?

Сегодня с утра я читаю интересную книгу о пиратах.

Наше предложение стало распространённым.

Но на самом деле, чтобы сделать предложение распространённым, не нужно так уж стараться.

Ведь чтобы предложение стало распространённым, нужен хотя бы один второстепенный членДа-да, нам хватит одного слова!

Выглянуло солнце. Только подлежащее и сказуемое – нераспространённое предложение.

Выглянуло яркое солнцеЯркое – это второстепенный член. Теперь предложение стало распространённым.

Красота! Предложение нераспространённое. В нем ещё и нет полной грамматической основы. Мы видим только подлежащее. Но мы можем сделать предложение распространённым.

Какая красота!

Пойдём? А здесь только сказуемое. Конечно, предложение нераспространённое. Добавим второстепенный член.

Пойдём в парк!

Предложение стало распространённым.

Но будьте очень внимательны! Помните, что русский язык – коварен! Не каждое слово может быть второстепенным членом.

Артур не пришёлНе – это не самостоятельное слово. Оно не является членом предложения. Оно входит в состав сказуемого.

Ура, каникулы! Слово «ура» тоже членом предложения не является.

Глагол – часть речи. А здесь сказуемым является словосочетание часть речи. А второстепенных членов предложения нет. О таких случаях нужно помнить.

И, конечно, не следует забывать об однородных членах предложения! Их нельзя путать с второстепенными членами.

Петя и Катя пришли и слушают. В этом предложении два однородных подлежащих и два однородных сказуемых. Но это предложение – нераспространённое. Ведь в нем есть только подлежащие и сказуемые.

Листья кружатся, падают, шуршат. В этом предложении три однородных сказуемых. Но оно все равно нераспространённое.

Улетают скворцы, дрозды, малиновки. В этом предложении три однородных подлежащих. Но оно нераспространённое.

А зачем нам вообще распространять предложения?

Дело в том, что мы не можем обходиться только нераспространёнными предложениями. Вообразите только, на что будет похожа наша речь!

Например, вас спрашивают: «Как прошёл твой день?» А вы отчитываетесь следующим образом: «Я встал. Позавтракал.Зашёл друг. Он рассказал. Мы поехали и посмотрели. День прошёл».

Это же какой-то скелет высказывания! Ничего хорошего такая речь не принесёт.

 

Именно распространённые предложения делают нашу речь богатой, насыщенной.

Добавим немного информации в виде второстепенных членов.

Сегодня я встал поздно. Торопливо позавтракал овсяной кашей с вареньем. Потом за мной зашёл друг. Он рассказал о новой выставке роботов во Дворце культуры. Мы сразу же поехали в центр города и посмотрели на выставку. День прошёл довольно интересно.

Другое дело. Теперь перед нами полная картина.

И всё благодаря распространённым предложениям.

Вообще, считается, что предложение можно распространять бесконечно или почти бесконечно. Например, из простого «Прозвенел звонок» мы можем сделать вот такое распространённое предложение.

Внезапно громко и ликующе прозвенел долгожданный звонок с последнего на этой неделе урока.

Поэтому не удивляйтесь, если во время вашего ответа учитель попросит вас пользоваться распространёнными предложениями.

Итак, что мы должны запомнить сегодня?

Предложения, в которых есть только главные члены, называются нераспространёнными. Предложения, в которых, кроме главных членов, есть и второстепенные, называются распространёнными. Предложение считается распространённым, если в нём есть хотя бы один второстепенный член.

Отлично! Теперь выполните (устно) задание 2 в учебнике с.151, разберите (устно) упражнение 274 с.160.

Ну и чтобы окончательно понять и запомнить новый учебный материал, посмотрите ещё и видеоурок.

Для отработки практических навыков выполните упражнение 275 с.161-162 (письменно в тетради) и упражнение 276 с. 162-163 (письменно в тетради). Упражнения сфотографировать и прислать на проверку.

Вот по этой ссылке можно потренироваться на знание членов предложения → 

Задание 2

Тема: Двусоставные и односоставные предложения. Безличные предложения.

Разберите (устно) задание 3 в учебнике на с.152-153

Разобрались? Давайте ещё раз уточним. Для этого посмотрим видеурок.

 

Разберите (устно) упражнение 279 в учебнике с. 165-166. Разобрались? Вот русский язык какой интересный! Оказывается, в нём существуют БЕЗЛИЧНЫЕ предложения.

 

 

Конструкция безличного предложения такова, что не допускает в принципе наличия подлежащего.

Например: Светает. Потянуло холодком. На улице тихо.

 

Хотя указание на активного деятеля может иметься. 

Например: Мне идется легко. Кому? Мне.

Строение безличного предложения не допускает формы именительного падежа.

 

Обратимся к истории. Как считают известные лингвисты Д.Н. Овсяников-Куликов и А.М. Пешковский, самыми древними конструкциями среди односоставных предложений были безличные.

Раньше наши предки говорили так: Вечер вечереет. Мороз морозит. Свет светает.

Со временем люди научились обобщать явления и мыслить абстрактно.

Эти двусоставные предложения превратились в хорошо знакомые нам конструкции: Вечереет. Светает. Морозит.

Вот как интересно! Что ж, закрепим наши знания на практике.

Выполните упражнение 280 с.167. Упражнение сфотографировать и прислать на проверку.