АрхивДистант литература7 мая
Регистрация

Версия для слабовидящих
Давайте знакомиться

Визитка сайта

Интерактивная копилочка

Наша школа

Анкета посетителей сайта

Спасибо, что нашли время заполнить анкету!

Электронный журнал

Просьба

Уважаемые гости, большинство ссылок сайта открывается в новом окне. Если Вы обнаружили ошибку или нерабочую ссылку, пожалуйста, не сочтите за труд и напишите мне.

 

Сейчас на сайте: 8

Фотографии детей публикуются в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ с согласия их законных представителей

Литература. 7 мая

Тема: Переживания детства. Самые яркие впечатления ребёнка. Философский рассказ-миниатюра В. А. Бахревского “Бабочка”

Сегодня знакомимся с философским рассказом-миниатюрой Владислава Анатольевича Бахревского. И по традиции начнём с биографии автора.

Владислав Анатольевич Бахревский – писатель, поэт, классик детской литературы, член Союза писателей России.

Владислав Анатольевич Бахревский родился 15 августа 1936 года в Воронеже в семье лесничего. Семья много кочевала: Горьковская область, Рязанщина – позже в эти лесные места писатель поселит героев своих книг, таких же мальчишек, каким был сам. Детство, проведённое в лесу, жизнь на лоне природы во многом определили характер и судьбу будущего мастера слова, его любовь к Родине и её истории, умение видеть большое в малом, чувствовать и понимать красоту родного края.

В 1948 году Бахревские осели в подмосковном Орехово-Зуево, где Владислав окончил школу, а затем литературный факультет Орехово-Зуевского пединститута. Именно в Орехово-Зуево сформировался самобытный талант писателя, здесь, на литературном факультете пединститута, Владислав Бахревский руководил созданным им литературным кружком, а впоследствии возглавлял городское литературное объединение.

В 1960 году вышла первая повесть писателя – «Мальчик с Весёлого». В 1967 году Бахревский был принят в Союз писателей СССР. За долгие годы литературного труда им было создано более ста книг как для взрослых, так и для детей. Это повести о военном и послевоенном детстве, исторические романы, рассказы, сказки, миниатюры, стихотворения. Многие из них переведены на иностранные языки и изданы за рубежом.

С 1975 года Бахревский живёт в Оренбуржье, но много ездит по стране: бывал в Сибири, на Камчатке, Сахалине, в Карелии, на Алтае, собирая бесценный материал для своих книг; работал корреспондентом районной газеты, сотрудничал в «Литературной газете», в детских периодических изданиях «Пионерская правда», «Пионер», «Мурзилка» и многих других. Не одно поколение советских детей выросло на книгах Владислава Бахревского: «Дядюшка Шорох и шуршавы», «Дворец Золушки», «Дом с жабой», «Желуди», «Журавлик», «Кот в сапогах с секретами», «Лекарство от семидесяти семи болезней», «Нормальная температура», «Первоклассник Митя и кролик Ушки-на-макушке», «Собака на картофельном поле», «Строение пера», «Тихая плакса», поэтические сборники «Лошадиная поляна», «Золотые к сердечку ключи» – трудно даже перечислить всё, что вышло из под пера сказочника и поэта. В сказках, детских повестях и рассказах раскрываются лучшие качества Бахревского-стилиста, они расцвечены юмором, озарены сказочной фантазией и затрагивают те нравственные проблемы, с которыми сталкивается по мере взросления каждый ребёнок. Произведения писателя учат отличать добро от зла, поступать честно вне зависимости от обстоятельств.

А теперь давайте познакомимся с его замечательным произведением “Бабочка”. Прочитайте рассказ в учебнике с.136-138. Поразмышляйте и устно ответьте на вопросы с.138-139.

Рассказ «Бабочка» — лирическое воспоминание героя о своем детстве. Это воспоминание очень интересно построено. Все пространство рассказа можно поделить на прошлое (то, что было в детстве) и настоящее (то, что с героем происходит сейчас).
Видимо, рассказчиком события является человек, уже немало повидавший на своем веку, но дорожащий в настоящее время своим прошлым. Он, как можно судить по тексту, оказался на том самом месте, где когда-то был счастлив, беззаботен, мечтателен. Ему хотелось многого достичь в своей молодой жизни. Вдруг, оказавшись в прошлом, он начинает осознавать, что не все так сложилось в его судьбе, как бы хотелось. В. А. Бахревский доказывает удивительную мысль в своем философском воспоминании: то, что закладывается в детском периоде жизни, становится потом ядром взрослой личности.
Давайте посмотрим, как автор доказывает эту мысль. Детские воспоминания героя связаны с моментами одиночества и грусти: “Я стоял на поляне, которая много лет назад была моей планетой. Песчаная бедная земля, едва прикрытая жесткими хвощами, ольховый кустарник, так и не ставший почему-то лесом. Две сосны, ничуть не постаревшие, прежнее солнце, прежнее небо”.
Место, давно ставшее родным, не тронутым чужим присутствием, нисколько не изменилось. Но почему-то герой, ощущая причастность к той земле, которую он называет “моей планетой”, вспоминает самое грустное событие. Почему? Да потому что оно самое памятное, потому что ребёнок в тот миг испытывал сильное переживание. А оно всегда запечатлевается надолго в душе человека: “Мне вспомнилось, как горько я плакал здесь. Вспомнил свое мокрое лицо, запах обвядших трав, полуживых от долгого зноя, а вот обиды своей не мог припомнить. Да и сама жизнь тех дальних лет вставала передо мной двумя-тремя размытыми картинами”.

Кроме горьких слёз, в сердце героя жива ещё одна трепетная картина — это образ бабочки. Этот образ так притягателен и тонко выписан автором, что бабочка кажется совершенно живой. Бабочка появилась неожиданно, да ещё как противоядие тому состоянию обиды, которое обуревало ребенка. Ребёнок, увидевший посетившее его чудо, боялся потерять его из виду, боялся спугнуть.

Небольшое по объёму описание насекомого достаточно точно и ярко даёт представление силы этого существа, затем увлекающего за собой ребёнка. Всего несколько штрихов, сравнений — и перед нами рождается живой образ детства. Последние высказывания о бабочке, где автор сравнивает её с размером ладони мальчика и взрослого, дают возможность почувствовать родственность ребёнка и взрослого, силу чувств, испытанную и тем и другим.

Автор, перемещая героев в другое пространство детской планеты — места воспоминаний, увлекает читателя к реке, куда побежал мальчик, увлеченный полётом бабочки.

Бабочка оказывается связующим звеном между двумя пространствами, где находится герой, вдруг обрывает цепь. Обрывает связь с миром гармонии — исчезает. От этой неожиданной потери меняется настроение героя.

Не кажется ли вам, что В. А. Бахревский талантливо исследует детскую душу, показывая в рассказе неподдельность детских переживаний, неожиданную перемену настроений? В. А. Бахревский приоткрывает нам тайну детской души: он показывает, как неожиданное расставание с понравившимся существом может резко изменить только что нахлынувшую радость и разрушить иллюзию гармонии.
И вновь появляется второй герой, наблюдающий за происходящим или вспоминающий о том, что случилось с мальчиком. Кто этот герой? Кто этот мальчик? Почему рассказчика — участника событий — так волнует состояние ребёнка? По замыслу автора, рассказчик-герой и мальчик — это одно и то же лицо. Автор специально отстраняет от рассказчика его второе Я (маленького ребёнка, живущего до сих пор в душе взрослого), чтобы точнее и глубже передать переживания персонажа.

“Я стоял, озирался, не находя ничего поэтического на этой довольно невзрачной, голой поляне, и немножко жалел себя маленького, которому эта поляна была планетой, как вдруг в воздухе, совсем рядом, затрепетала крылышками бабочка, чуть тронутая розовым и голубым, очерченная острым, точным карандашиком”.
Что происходит? Снова герой, уже взрослый, побежал за манившей его бабочкой. Вернувшись в детство в своих воспоминаниях, он еще раз испытал радостное, беспечное, знакомое до боли чувство: «Не помня себя, побежал я за ней. Проломился через ольховый кустарник, а потом зигзагами скакал по заливной луговине, вытрясая на бегу из-за ворота сухое крошево сморенных жарой ольховых листьев».
Герой проходит тот же круг, который пробежал когда-то в далёком детстве. Опять он остановился у реки. Опять исчезла бабочка… В. А. Бахревский с грустью отмечает, что для его героя-рассказчика закрыт путь в Страну детства. Он называет эту страну настоящей и в то же время сказочной.
Рассказ писателя — это лирическая миниатюра, переживания в которой становятся основными — и содержательной, и композиционной — линиями. Переживание детства, а точнее, воспоминание о детском переживании, а также повторение этого чувства — вот основная тема замечательного философского рассказа В. А. Бахревского.