Спектакль «Щелкунчик» – словно волнующий рождественский сон, полный чудесных превращений и открытий.
В нём и новогодняя ёлка, мерцающая таинственным светом, и ожившие куклы – они танцуют и поют весёлые песенки, загадочный крёстный Дроссельмейер и зловещая Мышильда со своим сыночком, Мышиным Королём, и, конечно, отважный и прекрасный принц Натаниэль (он же, всеми любимый и трогательный, Щелкунчик). И вся эта фантасмагория приснилась доброй и очень трепетной девочке Мари, которая умеет любить и мечтать. А как тут не мечтать, ведь скоро самый волнующий и волшебный праздник – Рождество!
Наши эмоции после просмотра спектакля
А кто же автор этой удивительной истории, которую нам посчастливилось сегодня наблюдать и переживать?
Зовут его Эрнст Теодор Амадей Гофман… В этом имени есть что-то магическое. Его всегда произносят полностью, и оно как будто окружено тёмным гофрированным воротником с огненными отблесками.
Впрочем, так и должно быть, потому что на самом деле Гофман был волшебник. Да-да, самый настоящий волшебник. Судите сами, ведь только истинный маг может творить чудеса и сказки… из ничего. Из бронзовой дверной ручки с ухмыляющейся рожей, из щипцов для орехов и хриплого боя старых часов; из шума ветра в листве и ночного пения котов на крыше. Правда, Гофман не носил чёрной мантии с таинственными знаками, а ходил в поношенном коричневом фраке и вместо волшебной палочки использовал гусиное перо.
Волшебники родятся, где и когда им вздумается. Эрнст Теодор Вильгельм (как вначале его звали) явился на свет в славном городе Кёнигсберге в семье юриста. И вот юноша, который с самого раннего детства больше всего на свете любил музыку (и даже взял себе имя Амадей в честь Моцарта), играл на фортепьяно, скрипке, органе, пел, рисовал и сочинял стихи, — этот юноша должен был, как и все его предки, стать чиновником.
Юный Гофман покорился, окончил университет и много лет служил в разных судебных ведомствах. Он скитался по городам Пруссии и Польши, чихал в пыльных архивах, зевал на заседаниях суда и рисовал забавные рисунки на судей.
Но однажды незадачливый Гофман взял перо, обмакнул его в чернильницу и… Тут-то и зазвенели хрустальные колокольчики, зашептались в листве золотисто-зелёные змейки и полились волшебные слова на бумагу… А Гофман наконец-то обрёл самого себя и свою волшебную страну!
Сказки Гофмана могли быть смешными и страшными, светлыми и зловещими, но фантастическое в них возникало неожиданно, из самых обыденных вещей, из самой жизни. В этом и был великий секрет, о котором первым догадался Гофман.
А вот так красиво увидели сказку “Щелкунчик” советские мультипликаторы (1973 год), соединив её с великолепной музыкой Петра Ильича Чайковского.
Комментарии: